Продолжение истории: 1957-1970



 
Игорь Барсков
(преподаватель, выпускник кафедры
палеонтологии, 1960 г.)
 

КРЫМ. КАРАДАГ

 

 

ИСКУССТВО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ

От всяких прочих путешественников-экскурсантов, туристов, собирателей цветочков и бабочек, геологи, как известно, весьма отличаются. Вы, наверное, предполагаете, что далее речь пойдет о внешнем облике геолога, его мужественном обветренном, часто бородатом (к сожалению) лице, его пытливом взоре, проникающим в тайны мироздания, его несгибаемой воле и т.п. Хочется отметить существенное отличие совсем иного рода. Заключается оно в том, что путешествующий геолог всегда знает, где он находится, куда идет   иначе говоря, всегда хорошо ориентируется на местности.
Именно это выделяет геолога из ряда беспредметных путешественников, ставит его на голову выше представителей всех других родственных специальностей. Конечно, уменье ориентироваться дается геологу нелегко, ценою большого умственного и физического напряжения.
Вспомните, как много приходится работать в поле с компасом и картой, брать азимуты на себя, от себя, для себя и т.п. Где север и юг, запад и восток   вот один из сложнейших вопросов, который все время, беспрестанно тревожит геолога в маршруте, не давая ему ни минуты покоя.
А горный компас? Наибольшая сложность работы с этим прибором заключается в том, чтобы постоянно помнить о возможном изменении положения запада и востока. К счастью, север и юг более постоянны, хотя в некоторых случаях нам приходиться изменять положение и этих стран света, перемещая их в нужном нам направлении.
Не меньше приходится работать геологу с топографической картой. Как известно всем, современная топографическая карта получается пересечением земного шара параллельными плоскостями, которые затем перенесены с помощью горизонталей на лист картографической бумаги. Хотя этот метод изображения рельефа и считается самым современным, однако он не вполне нас устраивает.
Очень трудно определять по карте расстояние. При этом часто не помогает даже применение барометра, вообще широко используемого геологами и даже имеющегося здесь на нашей практике. Несмотря на то, что мы только недавно окончили 2-ой курс, уже сейчас мы видим все недостатки существующей топографической карты. Мы надеемся, что в ближайшие годы с развитием современной техники будут разработаны новые более совершенные методы изображения земной поверхности. Можно предполагать, что определенную роль здесь смогут сыграть межпланетные станции-спутники и ультразвук в сочетании с дополнительным изучением кривизны Земли. Наш оптимизм в этом отношении вполне оправдан.
Особенно трудно ориентироваться на местности в условиях практики, главным образом, в самостоятельных маршрутах. Постараюсь пояснить это примером. Дело в том, что в бригадах обычно 4 человека, и некоторые из членов бригад   девушки. Вот, например, у нас четвертой в бригаде была девушка Галя. Так северный конец магнитной стрелки всех компасов свегда  сбивался  в ее сторону, что весьма волновало членов бригады ....

(Из неоконченных воспоминаний бывшего студента геолфака, проходившего практику в 60-е годы)
 


Борис Янин
(преподаватель, выпускник кафедры
палеонтологии, 1954 г.)

РЕПОРТАЖ О КРЫМСКОЙ ПРАКТИКЕ 1960 ГОДА

Граждане и грамодяне!
Лэди энд джентльмены!

Крымская геологическая практика в понимании некоторых   это курортная жизнь. Поэтому, наверное, преподаватели так и  рвутся  на нее.
Известно, что на практику каждый год едут студенты. Раз едут студенты,   хочешь не хочешь,   должны ехать и преподаватели. Так уж заведено  испокон веков . Ведь практика проводится уже ...надцатый год. Такая практика должна была быть согласно учебной программе и в этом, 1960 году.
Естественно, руководство в лице ЮКБ и АМС прибыло в Крым немного раньше   глотнуть свежего воздуха перед приездом студентов.
ОНИ приехали 5-го июня утром почти что все, за исключением некоторых.
6-го начались маршруты! И продолжались!

И так денно и нощно! В общем, обыденно. Никакого разнообразия. Все стали скучать.
И вдруг, наступила перемена в жизни лагеря.
20 июня. Ливень, гроза! Кого-то где-то убило молнией. Дождь шел три дня и три ночи. Мангуш поплыл. Лагерь сушился.
21 июня. Смычка с преподавателями I курса. Речь тамады БАС. Тост ВТФ, который еще и сейчас помнит, как пещерные жители на плато Хан-Чокрак (ныне Обсерватория) ели благородных оленей, пили горячую кровь саблезубых тигров, пьянели и с дикарскими песнями бежали запихивать кости динозавров в маастрихтские мергели на гору Беш-Кош, где еще и в наше время студенты находят их остатки.

           Дурной пример дикарей был заразителен! С этого времени почти еженощно лагерь буйствовал. В каждой палатке что-то справляли и обязательно с песнями. После отбоя лагерь дефилировал по шоссе вдоль Мангуша и расползался по черешням и кустам, где подстреливался бдительным сторожем-навеселе   дядей Степой. ЧП происходили ежечасно. Преподаватели просыпались с мыслью:  Что-то будет?!  Руководство практики в лице ЮКБ сбилось с ног, потеряло покой и дневной сон и спало в ночное время, не раздеваясь почти-что совсем на случай непредвиденных обстоятельств.
23 июня студент Кузнецов в не совсем трезвом состоянии и в ненормальном прыжке через лестницу в туалет поломал себе три ребра, сотряс мозг и оторвал собственную печенку, вследствие чего был отправлен в больницу.
29 июня четыре студента-геофизика задержаны милицией г.Симферополя. Они выкручивали лампочки на улицах города, пытаясь погрузить цивилизацию в непросветную тьму.
Над полигоном сгущались тучи. Главный окклюзатор практики НВК предсказывал большую окклюзию. Как в воду смотрел   она пришла.
В ночь с 6-го на 7-е июля шестеро геофизиков удрали в самоволку в Симферополь (воспользуясь случаем отсутствия наличия руководства на полигоне вследствие его присутствия в гостях  с корзинкой  у ленинградцев в селе Трудолюбовка), напились в ресторане не розовой водицы, в три часа ночи возвратились на полигон и под покровом темноты пытались трижды сорвать флаг практики. Операцию возглавлял секретарь комсомольского бюро курса Веретенников со своими подручными удальцами-молодцами. Налетчиков храбро отражал мужественный и престарелый 75-летний сторож полигона   дядя Кузьма. Да, он постоял верой и правдой за честь практики!
Это ЧП стало известно представителю из более высоких кругов нашего руководства и последствия не замедлили сказаться. Всех шестерых выгнали с практики. Прошел слух, что их исключили из университета. Началась полоса заседаний. Полигон бурлил. Два дня и две ночи шли беспрерывные собрания групп и курса. Преподаватели заседали на собраниях, в комиссиях и подкомиссиях. Руководство практики и высшее начальство металось. Между студентами и преподавателями воздвиглась стена, подпертая, с одной стороны, красным террором, а с другой   сухим законом. Как видно, образовалось ненормальное положение вещей. От такой ситуации страдали и студенты, и преподаватели (к слову сказать, некоторые из последних находили возможности развлекаться и в данной обстановке, правда в то время, когда студенты спали, а последние, как уже сообщалось ранее, ложились довольно поздно).
Нужно было что-то предпринять. Нужна была разрядка.
И вот, в ночь на 12-е июля группа нефтяников во главе со штопор-мейстером ЕГМ (без санкции руководства, которое к этому времени окончательно зашло в тупик в вопросах борьбы за сухой закон) выдали  на гора  по случаю дня рождения мощный не нефтяной фонтал (как говорят местные аборигены) из узких горлышек бутылок! Выброс пробки при этом сопровождался хороводами и плясками под гитарный звон и, конечно, в ночной темноте после отбоя (как точно было установлено администрацией). Что поделаешь? Айн унд цванциг фиер унд дрихциг, что означает в переводе по Райкину со слов известного провидца   жизнь есть жизнь!

На террор и сухой закон лагерь ответил своеобразно.
13 июля разразился невиданный доселе на практике мор   эпидемия ангины, гриппа, дифтерии и еще чего-то. Первыми слегли физкультурники. Второй этаж камералки был завален больными телами. Последние поступали пачками в угрожающей прогрессии. Главный эскулап практики сбилась с ног. По ночам из окон слышались дикие вопли и дьявольский хохот. Больные развлекались, кто как мог. Они спускали и поднимали друг друга мерной геологической веревкой из окон второго этажа на первый и обратно. Были вызваны медработники для усмирения особенно буйственных. Среди остального населения полигона была проведена профилактика методом впрыскивания перед завтраком. Правда, другие применяли испытанный народный профилактический метод путем вливания внутрь особой жидкости из граненого стакана с последующим наружным растиранием (почему граненый? Массаж лучше).
В разгар мора из Москвы самолетом прибыл (мы можем здесь полностью назвать его имя, так как оно известно милиции Симферополя) Веретенников   крымский соловей-разбойник   на предмет выяснения деталей исключения его и иже с ним с практики.
Далее 16-17 июля   ЗАЧЕТ. Преподаватели выпотрошили студентов. Счет   ...надцать : ноль в пользу первых. Ни одной отличной оценки. Невиданно, но знаменательно! Как будто и все. Практика заканчивалась. Но ... еще одно чп (уже с маленькой буквы).
17 июля ночью студента Суанова (к счастью, российского подданного) укусила змея. И она на глазах последнего (увезенного позднее в больницу) сумела уползти. Вторую убили. Были предположения, что жертвы от укусов змей будут еще, но, возможно, и не будут. По-видимому, змеи под конец практики решили выжить студентов и преподавателей с полигона. Это было заключительным аккордом практики 1960 года.
Но даже и в таких трудных условиях руководством практики ЮКБ со студентами и одиночками-энтузиастами преподавателями на подхвате был заложен прямоугольный блоковый мшанко-криноидно-серпуловый датский бодракский камень в калорифер для сушки студентов. Да, человеку свойственно созидать. Поступают предложения назвать этот калорифер именем ЮКБ.
За короткий полуторамесячный срок столько происшествий! В чем дело? Может быть потому, что  год 1960   Високосный? А может быть потому, что  БТЯ ходил на практике без кипарика? А может быть, если поглубже разобраться, то и от других каких-либо причин? Знает об этом лишь один великий Аллах!
И последнее! 17-го же в последний день практики между р.Бодраком и Черным морем через Чатыр-Даг (сам видел) перекинулась радуга. Хорошее предзнаменование на следующий год!

Граждане и грамодяне!
Лэди энд джентльмены!
Как говорится у нас на практике:
 До встречи в Крыму в новом курортном сезоне!
Постскриптум. В сентябре состоялось заседание аппеляционной комиссии с представительством от факультета. В результате пятичасовых дебатов пятеро из вышеупомянутых шестерых были исключены окончательно и бесповоротно, о чем были поставлены в известность исключенные. Несколько позднее они были все восстановлены более высоким начальством окончательно и бесповоротно, о чем было объявлено на собрании курса при стечении многочисленных болельщиков со стороны. Крупный счет был теперь в пользу студентов. Бывший второй, а ныне третий курс, торжествовал. А все остальные, которые и рвали, и метали, получили фиаску. К чему были все те громы и молнии, которые ... (см. выше). Жаль их нервы.
Вывод (пессимистический) по прошлому году: Вот и проводи воспитательную работу на Крымской практике. Как говорил небезызвестный юморист ХХ века в своих  Записных книжках :  Переезжают на новую квартиру. Клопы. Сера. Дым. Дым валит из окна. Думают, что пожар. Вызывают пожарную команду. Тушат дым. В результате: 20 р. за серу, 20 р. за вызов команды, 20 р. за разбитое окно. А клопы остались .
Вывод (оптимистический) на следуюший год: товарищи преподаватели! Было плохо, сейчас нехорошо, хуже не бывает. В случае чего, студентов можно выгнать с практики (не обязательно исключая их при этом из университета). Будем надеяться, что студенты будут хорошими. Да к тому же нельзя забывать о Крымской природе, которая сброшена с высоты и о которой мы мечтаем каждый год на нашем факультете осенью, зимою и весной.
В общем, кто верит в хорошие предзнаменования (радуги), может ехать в Крым на практику в следующий курортный сезон! Я записываюсь первым.
 
 


Борис Янин
 

РЕПОРТАЖ О КРЫМСКОЙ ПРАКТИКЕ 1961 ГОДА

Очень легко продолжать разговор, если есть то, от чего можно оттолкнуться. Известный репортаж о Крымской практике 1960 года как раз и может явиться отправной  точкой для репортажа в этом году (читай выше). Правда, его некоторые назвали  не репортажем, а памфлетом, и вокруг него на одном известном заседании разгорелся некоторый ажиотаж, все же нам кажется, что он в какой-то степени отражал те основные моменты, которые имели место быть на практике в прошлом году. К тому же в настоящее время острота событий уже миновала, да и оценен он был с правильной точки зрения: когда узнали, что репортаж написан не студентами, а преподавателем, то вынесли  соломоново  решение, заключающееся в том, что  тем хуже для него .
В первых строках необходимо отметить, что в этом году на практике не произошло никаких эксцессов, так сказать, отклонений от нормы, ни в индивидуальном, ни в массовом масштабах. Таким образом, можно с уверенностью заявить читателям, что практика 1961 года прошла на более высоком уровне и были достигнуты более значительные успехи, чем это имело место в прошлом году.

Как Вы догадываетесь, в репортаже этого года будут отмечаться не столь  выдающиеся  события по сравнению с таковыми, происшедшими в прошлом году.
Но тем не менее, для читателей узкого круга, особенно участников самодеятельности, небезынтересно будет восстановить ход  событий в течение их краткой 1,5-месячной жизни на крымском  курорте . Да, и обязанности корреспондента заключаются не столько в том, чтобы увеселять читателя, сколько в том, чтобы с протокольной точностью и без всякого художественного домысла освещать жизненные моменты нашего крымского общества.
Итак, после столь длинного вступления начнем свой краткий репортаж. В основу практики 1961 года были заложены  методологические  и  педологические  камни еще в Москве при подготовке к практике. Из них здесь можно вкратце остановиться на следующих: 1) практика    не наказание, а право студента; 2) линейка на практике   это не игра в солдатики; 3) преподаватели   не созерцатели; 4) они не должны спускать с рук; 5) преподаватели должны знать хотя бы немногим меньше, чем студент; 6) если коллектив разваливается при раздроблении учебных групп, это не коллектив; 7) систему превращения ночи в день нужно отменить; 8) вечерников, как лимоны, не выжимать; 9) учесть, что перед палеонтологами стоят вопросы, сложные по своему смыслу; при внедрении фототеодолитной съемки палеонтологи могут использовать теодолит для наблюдения за ракушками, т.е. как поисковый инструмент; 10) с вводом геофизических методов исследований нужно будет что-либо почитать. Среди преподавателей есть некоторые, которые к геофизике имеют интерес с детства (ВСП). На все геофизические вопросы отвечайте  гамма-карротаж  и обращайтесь за разъяснениями к главному  геофизику  практики (БАС); 11) отменить поездки  преподавателей на море, как систему; 12) дать преподавателям три дня и три ночи для отдыха после окончания практики; 13) кто голосует  за , тот, пожалуйста, в кофейню кофе пить, кто  против  - отходите в сторону. После спуска флага разъезжайтесь, кто-куды, а студенты могут расползаться по Крыму, как тараканы.
Студенты прибыли на базу в своей подавляющей массе 2 июня. Вечером состоялось собрание студентов и преподавателей. Некоторые преподаватели по независящим от них причинам уклонились от последнего, за что получили устное предупреждение (БТЯ).
Начались обычные маршрутные будни ... Потекли дни, очень похожие один на другой, правда, чем-то и отличающиеся друг от друга. О подобии говорить не будем. Интересно остановиться на различии.
На линейках обычно присутствовали все, за исключением нескольких неявившихся по неуважительным причинам.
С первых же дней развернулась борьба за воспитание дисциплины и организованности среди студентов, в основу которой были заложены принципы: 1) если говорит начальник практики, не рассуждать; 2) разговор на тему может быть или не может быть, не может быть.
В самом начале практики произошел неприятный казус: белая собачка Белка (любимица всех студентов) от постоянного общения с последними в конце концов обезумела. Студентам было заявлено, что если контакт с ней был такой, что потребуются прививки, то руководство будет их делать, чтобы потом не было никаких претензий. Таким образом, некоторые студенты, имевшие с Белкой вышеупомянутый контакт, получили порцию противобешеной сыворотки. К счастью для них, преподаватели в контакт с Белкой не вступали.

События тем временем разворачивались далее, и на  практике имели место и другие случаи.
17 июня приехал с Южного берега после  увеселительной  прогулки I курс. Состоялось собрание общественных организаций, на котором отмечалось:  Случаев особенной привязанности к алкоголю на  I курсе не наблюдалось  ни в индивидуальном, ни в массовом масштабах .
По случаю приезда I курса состоялась традиционная (опять же, как и в прошлом году)  смычка  преподавателей  I и II курсов. Тост II курса:  Старожилы Мангуша рады приветствовать I курс. Разные системы ... II курс сухой, без романтики, а преподаватели   сухие престарелые мужи и жены. На I курсе   зеленая молодежь. Преподавателей I курса умиляет до слез, когда студент произносит связанно  папа и мама . Мы требуем большего. Чем лучше преподаватели II курса сумеют романтику прошлого соединить с современной наукой, тем мы достигнем наилучших результатов. За параллакс!!!
Тост I курса:  Зеленая молодежь благодарна за прием и в свою очередь приветствует престарелых мужей и жен II курса. За романтику!  Тамада (БАС, как заметил корреспондент, в этом году был не в ударе: он все время почему-то предлагал  гореть и никаких гвоздей ). Жаль, что в этом году не было на практике некоторых довольно интересных прошлогодних ораторов.
Надо отметить, что в течение практики преподаватели очень активно участвовали в обсуждении ее жизненно важных вопросов, к счастью для них, не связанных на этот раз с проблемами борьбы за повышение воспитательной работы на курсе. Так, на заседании общественности в присутствии высоких гостей из ректората были затронуты и животрепещущие вопросы практики. Особенно много уделялось внимания проблемам, связанным с политехнизацией и увеличением сроков практики, а также был затронут вопрос о кадрах. В ходе отмечалось:

Лейтмотивом собрания явился вопрос о полах. На реплику, что естественные факультеты не могут обойтись без мужчин, собранием единодушно было вынесено решение, что нам тоже нельзя быть без мужиков, никак нельзя. В заключительных словах было с удовлетворением отмечено и принято всеми присутствующими, что  полигон находится в хорошем состоянии настолько, насколько он может находиться в хорошем состоянии  и что  ничего худого, кроме хорошего, в проведении крымской практики нету . Была также обещана полигону помощь со стороны вышестоящей организации на условии: руководство факультета ставит,  а вышестоящая организация поддерживает.
 После собрания наш корреспондент взял интервью у некоторых из его участников. Из их ответов  видна вся важность и значительность события.
(БАС)  Собрание прошло на уровне, в идеологическом и политическом отношении все было выдержано. Очень важный вопрос о полах был своевременно поднят на должную высоту .
(ЮФК)  Разговор на собрании   в духе времени, поэтому все это пойдет зеленой улицей в свете решений общественных  организаций .
(АВК)  А мне все равно, когда ехать на Качу. Когда пошлете, тогда и поеду. И вообще ...! Мне некогда заниматься разговорами, у меня, как вы знаете, отчет1
Как помнят старожилы практики, были и раньше представители вышестоящих организаций в Крыму, и они также заложили определенный камень в фундамент полигона. Вспоминается речь, произнесенная одним из них несколько лет тому назад, основные моменты которой сводились к следующим: В последующие годы, надо это констатировать, практика проводилась в разрезе большинтсва из этих установок.
4 июля состоялось очередное собрание по случаю предварительного подведения итогов и переспектив развития. Разные вопросы:
по итогам     1) намечается новый этап в формировании студента:
I курс   экскурсия по процессам солнечного Крыма и последующее геодезическое воспитание с нравственным переломом,
II курс   практика по исторической геологии под Москвой. 15 дней. Три комплекта преподавателей,
III курс   практика по геологической съемке в Крыму. 2 месяца. Три комплекта преподавателей. Практика  должна насыщаться, но не без  удержу. Игра стоит свеч.
    2) мы сидим у истоков нового. Три частных замечания на будущее: 1    фототеодолит, 2   экскурсии по Крыму, 3   контакт с преподавателями других вузов, и вообще, возникают большие трудности в проведении практики для преподавателей. Настало время переходить к другому принципу: нужно знать немного больше, чем студент (БАС).
    3) без Крыма не  могу. Придется овладеть новой методикой   фотокомпоратор, геофизический гамма-карротаж и т.д. В общем, к черту палеонтологию. И пора   она отходит в мир иной (БТЯ).
    4)  для развития практики берем яхту (ее предлагают вышестоящие организации), выбираем капитана, боцмана и комиссара.
Капитан:  Нужно вступать в новое качество очень осторожно. Мы это дело можем не поднять. Это может быть слишком .
Боцман:  Да, с таким капитаном нам с якоря не сняться .
Комиссар:  Будем надеяться на сильный ветер! С помощью Аллаха и общественности, если нам прикажут, можно сделать все и даже больше!
Надо отметить очень хорошую работу преподавателей в этом году (с точки зрения корреспондента, конечно). По-видимому, руководство именно поэтому несколько отступило от своих принципов и 30 июня организовало увеселительную поездку на море (так сказать, пикник для совслужащих на отдыхе) с женами и детьми, на двух машинах, соответственно возглавив каждую. Нет слов, чтобы передать чувства, которые тобою овладевают, когда твое тело погружается в морскую прохладу и, мягко покачиваясь на легких волнах, скользит вдаль ... как лодка в песне  Санта Лючия. Да, купание среди скал и ныряние в гротах было прекрасно! Конечно, обратный путь пролегал через Ангарский перевал, так что программа была выполненна полностью. Хвала Аллаху и богу Бахусу!
Как корреспондент, я обязан остановиться здесь на том факте, что некоторые преподаватели откликнулись на желание руководства по возможности совмещать на Крымской практике пед- и научную работу. Так, один из преподавателей (АВК) в течение всей практики трудился над террасами Кавказа и разрабатывал проблемы, которыми он, когда уже не будет кавказского отчета, будет заниматься в районе практики. Он исписал за время практики 231 страницу. Ведь это надо же!
Новой очень интересной тематикой, базируясь на полигоне, с успехом занимался также другой преподаватель (БТЯ). Он, руководствуясь этой тематикой, откопал и очистил все контакты на склоне г. Шелудивой, при этом он обыкновенной киркой срыл издавна известный, можно сказать классический,  сброс . На г.Присяжной он, кроме очистки контактов, подсчитал также количество крупных глыб. Высказываются разные предположения на тот счет, зачем все это ему нужно. Одни говорят, что он даже нанес их на карточку крупного масштаба для того, чтобы другие знали, где их взять для
постановки монумента, если в случае чего ... Глыба на крутом повороте шоссе может пойти в качестве основания, так как она самая крупная (1 х 2 х 3,5 м).
Другие сказывают, что на следующий год под каждую глыбу согласно плану будут заложены заряды, чтобы направленным  взрывом сбросить их в глубокий овраг, и таким образом снять все проблемы, связанные с происхождением
глыб (а также мелких валунов и галек) на Присяжной. Есть слухи, что упомянутый исследователь продолжит работу по подсчитыванию глыб и в следующем году. Ведь на Присяжной осталось еще так много глыб, правда уже меньших размеров. Эта научная работа отнимала у вышеупомянутого преподавателя массу времени, что, конечно, сказывалось на его педагогической работе. Так, он только при приемке отчета узнал, и то от научного руководителя практики, что одна студентка из его группы описывала обнажения при помощи стенографических знаков.  Как же можно пользоваться ее записной книжкой, если не знаешь стенографии?    спросил его научный руководитель практики (МММ).
Впервые в истории практики преподаватели завоевали I место по волейболу. Нет, не потому, что команда была сильной. Вот поэтому-то они и не получили полагающегося торта (который почему-то был отдан студентам). Им, вернее в честь их, была обещана руководством практики поездка на трех машинах вокруг линейки из одних ворот полигона в другие. Почему на трех? На двух крайних   две команды, на средней   волейбольная сетка. К сожалению, поездка не состоялась из-за нехватки машин. А идея-то была замечательная!
В заключение необходимо отметить некоторые успехи практики 1961 года:
  • 1) Флаг практики развевался в течение всей практики. Попыток к его срыву со стороны студентов не было.
  • 2) Не было красного террора и сухого закона.  Столове биле  отпускалось только трезвенникам и только из числа преподавателей.

  • Можно на этом и закончить репортаж.
    Айн унд цванциг, фиер унд дрихциг   что означает по Райкину:  Ну, делай, делай на меня саржи .
    Граждане и грамодяне!
    Лэди энд джентельмены!
    Как говорится у нас на практике:
    До встречи в Крыму в новом
    курортном сезоне!
     


     
    Андрей Кожевников
     (преподаватель,выпускник кафедры исторической
     и региональной геологии, 1952 г.)
     

    ПРОЧЬ ИЗ МОСКВЫ

     
     
    Прочь из Москвы, куда угодно ... 
    И даже, если едешь в Крым, 
    Ты все-таки вздохнешь свободно, 
    Москва растает, словно дым. 
    Обязанностей нет.  Приятно! 
    Бежишь за пивом на вокзал. 
    Налив стаканчик аккуратно, 
    Себе постельку заказал. 
     
    И вот уже бегут вагоны ... 
    Как говорится   черт унес! 
    Под равномерный стук колес 
    Колышутся соседок афедроны. 
    Все едут на курорт! 
     
    1961
     

    КРЫМ. СИМФЕРОПОЛЬ-ПРОХЛАДНОЕ

     
    Автобус подан. Шум и крики 
    На листьях солнечные блики .. 
    Садишься в первый ряд. И вот... 
    Посторонитесь, пешеход! 

    Гудит  мотор, летит дорога! 
    Цветущих маков полоса. 
    Шалфей, лаванда   ты растроган, 
    И на усталые глаза 
    Бежит непрошенно слеза. 
     
     

    Простите, граждане, меня. 
    Могучий профиль Чатыр-Дага 
    Среди сверкающего дня, 
    Сады ближайшего оврага 
    В вечерней дымке. Топ коней. 
    Мечты неясные о ней! 
    Что может лучше быть 
    Природы! 
     
    1961
     

    ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

     
     
    Под голубым небесным потолком 
    Собрание студентов и студенток. 
    Читают списки групп, 
                и ты уже знаком 
    С шумливым подопечным 
                контингентом. 

    Привет, товарищи! Какая молодежь! 
    От талии иной, 
                ну, глаз не оторвешь. 
    Есть, с кем поговорить, 
                на что взглянуть. 
    А иногда и просто подмигнуть. 
     
     

    Блажен преподавателя удел! 
    Ведь это не какой-нибудь чиновник, 
    Который знает лишь отдел 
    И у своей жены надежнейший любовник. 

    Из года в год течет видений ряд. 
    Чуть заглянув на дно  стакана, 
    О девочках охотно говорят 
    Достаточно степенный замдекана 
    И  бывший комсомольский секретарь. 

                Ну, что ж: о девочках 
                        приятно говорить. 
                А еще лучше их любить! 
     
     

    1961
     

    Борис Янин

    КАЯС-ДЖИЛГА

     
    Люблю я на  Крымской практике 
               ходить в Каяс-Джилгу, 
    И с Сельбухры высокой 
               лететь в эту дыру! 
    Иду по Каяс маршрутом, 
                а сверху шатер из ветвей: 
    Лианы, дубы и буки 
                переплелись в виде змей. 
    Лишь солнца разлитые пятна 
                повсюду лежат на земле. 
    Эх, до чего же приятно 
                тогда бывает мне! 
    Хочется петь мне песни, 
                 кричать:  Гип, гип, ура! 
    Ну, до чего же люблю я 
                тебя    Каяс-Джилга. 
    Особенно  приятно 
                ходить в Каяс-Джилгу, 
     
    Дело когда приближается 
                  к туману или дождю. 
    Во время дождя ты, сжавшись, 
                сидишь глубоко под кустом, 
    А сверху, с боков, отовсюду 
               низвергается ливень кругом. 
    Ручей забурлит, загрохочет, 
                понесет он гальку, песок, 
    И чувствуешь: весь промок уж 
                с головы   до ног. 
    А ливень промчится, и снова 
                солнце висит в небесах, 
    Все ярко залито светом 
                и птички щебечут в кустах. 
    На  следующий год, как приеду, 
                сюда непременно приду. 
    Эх, до чего же люблю я 
                овраг Каяс-Джилгу!. 
     
    1961
     

    Студенты кафедры исторической и региональной геологии.

    КРЫМ

     

     

    КРЫМСКИЕ СЦЕНКИ

    I
      Нам  все-таки что-то здесь делать надо  (В.Г.Т.)
    Поговорим об  итогах практики. Под этим я имею в виду то, что я буду говорить, а вы будуте молчать  (М.М.М.)
    Хоть мы и закончили практику, но до сих пор неясны интрузии в нашем районе  (Б.А.С.)
     

    II

    Судя по вашей бригадной коллекции, вы в районе села Верхоречье в барремских цефалоподовых известняках нашли много аммонитов.
      Да, очень много.
      Ну, а к какой группе вымерших организмов относятся аммониты?
      Вы же сами сказали, к цефалоподам.
      А что вы можете рассказать об образе жизни этих животных?
      В переводе на русский  цефалоподы  означают головоногие, т.е. они имеют ноги на своей голове, ... еще они живут в море.
      И какой же образ жизни они вели? Что они делали в море?
      ... Наверное, лежали на дне,   студент взвешивает на руке раковину  крупного аммонита,   Уж больно тяжелый!
     
     

    Зинаида Антощенко
     (выпускница кафедры палеонтологии, 1961 г.)

    ТАВРЫ

     
    Тавры  были краснокожие, 
    Друг на друга все похожие: 
    Рожи круглые, как блин, 
    Тип одежды  нуль-один. 

                Были все большого роста, 
                Развлекались тавры просто: 
                Брали в руки сидерит, 
                Вниз спускали   пусть летит. 
                И смотрели вдаль на склон, 
                Слыша щебня перезвон. 

    Жили тавры лет пятьсот 
    Доказательство Вам   вот: 
    Превращались в сидерит, 
    Он в пластах теперь лежит. 
     

    Современный человек, 
                Ты живешь один лишь век! 
                Хоть природы ты венец, 
                Очень жалок твой конец! 

    Плоть твоя в десяток дней 
    Погибает меж камней, 
    И несчастный твой скелет 
    Исчезает в сотни лет. 

                А таврическим богиням 
                Жизнь дарована доныне, 
                Чтоб в один прекрасный год 
                 Возродился славный род 
                                      Гордых тавров! 
     
     
     

    1962
     
     

    ГИМН ТАВРОВ

     
    Я смелый тавр. 
    Я гордый тавр! 
    Я песнь тебе пою, 
    Сильней, чем женщин и детей, 
    Тавриду я люблю! 

                Я жизнь свою провел в бою 
                В набегах и труде. 
                Тебя, Таврида, я люблю, 
                И верен лишь тебе! 
     

    Я с племенами враждовал, 
    Пирогу я водил, 
    Хоть кровь чужую проливал, 
    Друзей не подводил. 

                Я смелый тавр, 
                Я гордый тавр! 
                И все мы дети тьмы! 
                Сильней, чем жен и матерей, 
                Тавриду любим мы! 
     

    1962
     


    Светлана Нежурина,
    (выпускница кафедры палеонтологии, 1968 г.)
     
     

    ЛЮБИМЫЙ КРЫМ

    I.

    Сегодня дождик мне напомнил 
    О том, что лил на нас в Крыму. 
    И я, подробности припомнив, 
    Решила: репортаж черкну. 
    Пункт первый. Чатыр-Даг гора. 
    В лесу расставлены палатки. 
    Июнь. Шестое. Дождь с утра. 
    Пока промокли только пятки. 
    Едим, лежим, поем, сидим, 
    А дождик щедро поливает ... 
    В овраг сбежим, опять лежим, 
    Палатки ветер истязает. 
    Вот обвалилось три угла 
    Палатку снова поправляем. 
    Вода аж очи залила, 
    Но мы пока не унываем. 
    Мы песни пели. Дождь шумел. 
    Во мраке молнии сверкали, 
     
    И беспрерывно гром гремел, 
    А мы стихии подпевали Дождю конца и края нет, 
    И тучи мчатся, как линкоры. 
    Водой затмило белый свет ... 
    Так вот они какие горы! 
    Все это Чатыр-Даг творит: 
    Хребты расставил и доволен. 
    Костер, и тот уж не горит. 
    О боже! Выпусти на волю! 
    Начальство мокрою рукой 
    Приказ подписывает новый. 
    Уходим в лагерь мы другой, 
    И все к отплытию готово. 
    Сложили вещи в рюкзаки, 
    Свернули все палатки, 
    Схватили в руки молотки 
    И   драпать без оглядки. 
     
     
     

    II.

    Здравсвуй, солнце красное! 
    Здравствуй, море синее! 
    Черное, прекрасное, 
    С пеною, как в инее! 
      Это, дети, пункт второй: 
      Лагерь в Симеизе. 
      Солнце светит над горой. 
      Сушимся от слизи.
    Высохли ... Двенадцать бьет. 
    Рявкнули моторы. 
    Едем ... Встали и   вперед: 
    Изучаем горы. 
      Ромка наш бежит   бежит, 
      Не бежит, а скачет. 
      Сквозь очки на нас глядит: 
       Нам нельзя иначе.
    Поспевайте, мол, за мной 
    И пишите быстро . 
    Чувствую: передо мной 
    Вспыхивают искры ... 
      Вот и солнце уползло, 
      Спать уныло в море. 
      Наконец-то, повезло 
      Покидаем горы.
     
    Держимся еще пока, 
    Прыгаем по кочке. 
    Стали ныть уже бока 
    Мы ж все ставим точки. 
      Штурмом взяли лакколит. 
      Ох, бугор, ты Черный! 
      Неужели предстоит 
      Нам подъем предгорный?
    Ба! И впрямь бежит Роман. 
    Оползни аж свищут! 
    И кричит он сверху нам: 
     Поднимайтесь выше! 
      Хлеб глотая на ходу, 
      Сахаром хропоча, 
      Вверх я медленно бреду 
      Не хватает мочи.
    Сердце бедное в груди 
    Бьется в напряженьи. 
    Мы ж ползем и вверх глядим: 
    Скоро ль избавленье? 
      Так рабочий день прошел. 
      Сон все ближе, ближе. 
      Мы лежим   и хорошо, 
      Ножкой не колышем.
     
     

    III.

     
    Встанет солнце из-за Кошки 
    Шарботян уже трубит. 
    Ох, поспать еще немножко, 
    Да начальство не велит. 
    А не выйдешь, так на кухне 
    Чисть картошку день деньской, 
    Будут грызть тебя все мухи, 
    Ты ж не пикни и не вой. 
    Каньон, воронки, Демерджа 
    Встречали нас без восхищенья, 
    А мы, от холода дрожа, 
    Писали южные творенья. 
     
    В пещере Скельской побывав, 
    Как трубочисты, вылезали 
    И на соседних головах 
     Холмы  с ухмылкою считали. 
    А в день последний у костра 
    Мы кружки весело подняли, 
    И песни пели до утра, 
    Чтоб горы нас не забывали! 
    I курс, 1962
     

    ПРОЩАЛЬНАЯ КРЫМУ

       
     
    Ван Нгуен Нгок
    (студент из Вьетнама, выпускник
    кафедры палеонтологии, 1967г.)
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    из отчета  по Крымской практике)

    Итак, наша практика по геологическому картированию окончилась. За полтора месяца мы много трудились и получили тоже немало, конечно, относительно к головам до первого класса.
    Пусть огненное солнце ярко светит в горах юга, пусть грибной дождь то моросит, то польет, как из ведра, мы ходили, ходим и будем ходить до тех пор, пока не открыли все тайны земли, до тех пор, пока не нашли правду  в геологии. За полтора месяца мы своими руками с помощью молотков предварительно переворачивали геологические страницы Крымских гор. Что мы видели? Что мы нашли? Мы ныряли в воды барремского моря и нашли на дне его странный мир, где бедные цефалоподы со своими обитателями были погружены злостными преступными орогенными движениями. Мы стояли на голубоватых мергелях далекого кампанского времени и еще слышали, как бодракская свита дышит. И когда вернулись на полигон, не заметили, как произошел огромный разлом, идущий через овраг Шара и Аммонитовый овраг.
    Разве нам зря ходить туда во вчерашний  день? Нет, не зря, дорогие коллеги! Если сегодня мы не нашли тайну земли, завтра мы ее найдем. Кто ищет, тот всегда найдет! За полтора месяца мы прошли примерно 150 млн. лет. Мы еще сможем идти дальше, быстрее, в докембрийский период, в первобытный мир организмов после образования земли, если мы не забудем, что мы палеонтологи, если мы не будем отрицать, что мы отсталые люди в атомной эпохе. Сегодня мы   передовые люди в передовой современной, прогрессивной эпохе науки, завтра   эпохе, в которой люди будут работать современными машинами, только мы никогда не выбросим своих любимых молотков.
    Сегодня на практике мы укрепляли  свои учебные знания, завтра мы будем работать под руководством своего коллектива, своей воли, и мы отдадим всю свою жизнь палеонтологической науке. Поскольку хлеб и рис растут, постольку наши сила и воля развиваются. Поскольку человеческое общество существует, постольку мы неустанно учимся и работаем для него.
    Вперед, к победе на завтрашнем зачете!
    Победа  за вами, мои коллеги   будущие палеонтологи!
     

    29.VII.1964.   с. Прохладное.
     
     
    На главную страницу    "На страницу Крымского Альманаха"