Продолжение истории: 1971-1980



   


М. М. Москвин
 

ГОД ВТОРОЙ

Вторая учебная практика проводится после окончания второго года теоретического обучения. Она основывается на знаниях, полученных студентами в теоретических курсах, а также на первой геологической практике. Продолжительность ее  изменяется в зависимости от специальности студентов и составляет восемь недель для отделения геологии (кроме специализации палеонтология) и гидрогеологии и инженерной геологии, шесть недель для отделения геохимии и специализации палеонтология и четыре недели для отделениия геофизики.
В конце практики шесть-восемь дней отводится для составления отчета.
В процессе приемки отчета проверяется степень усвоения студентами программы практики и по четырехбальной системе оценивается работа каждого из них. Желательно, чтобы прием материалов по своей форме приближался к защите отчета, хотя это и требует большей затраты времени.
Сокращенные варианты практики, продолжительностью в шесть и четыре недели, сохраняют основное содержание. Центральное место в них занимает геологическое изучение и картирование участка, на примере которого студенты знакомятся с приемами и методами полевых исследований.
Для прохождения практики студенты распределяются по бригадам, состоящим из четырех человек. Количество бригад в группе одного преподавателя, как правило, не превышает четырех. Полевые записи и составление полевой геологической карты ведутся каждым студентом индивидуально. Сводный дневник, сводная (бригадная) геологическая карта и отчет составляются коллективно всеми членами бригады.
Успеваемость студентов на практике проверяется на коллоквиумах, к проведению которых привлекаются преподаватели различных групп. Как правило, студенты хорошо справляются с поставленными задачами и приобретают необходимые знания и навыки. Большинство их на итоговом зачете получает хорошие и отличные оценки. Неудовлетворительные результаты практики, чаще всего свидетельствующие о малой профессиональной пригодности студента, должны каждый раз привлекать к себе внимание соответствующей кафедры.
За многие годы накоплен уже большой опыт проведения учебной практики, позволяющий говорить о правильности основного ее направления. Существуют, однако, определенные методические трудности и недостатки, обусловленные в значительной степени сложившимися формами организации практики. К их числу следует отнести, прежде всего, бригадный, а не строго индивидуальный метод работы студентов. Хотя каждый из них должен самостоятельно вести наблюдения и документацию, часто в бригадах происходит нежелательное  разделение труда . Пассивные, не очень добросовестные студенты могут укрыться за спинами своих лучше подготовленных товарищей.
Общность территории, на которой одновременно проходит практику много студентов, повторение одних и тех же обнажений и сходных маршрутов неизбежно вызывают широкий обмен сведениями. Такой обмен может быть вполне допустимым и даже полезным при условии, что он не превращается в механическое заимствование. С последним приходиться сталкиваться, к сожалению, не так уж редко. В то же время организационные условия не позволяют рассредоточить студентов на большей площади.
Следует также иметь в виду, что студенты II курса сталкиваются на практике с разнообразными и в определенной степени новыми для них вопросами (геоморфологии, гидрогеологии, литологии и др.). Такое опережение теоретического обучения кажется методически допустимым, но оно требует от преподавателя дополнительных пояснений. Лучше, чтобы эти пояснения давались не в аудиториях, а в маршрутах у соответствующих геологических объектов.
Надо думать, что в ближайшие годы основное содержание второй учебной практики будет сохранено. Совершенствование ее может быть достигнуто, прежде всего, повышением геологической и педагогической квалификации преподавателей, а для этого необходимо достаточное постоянство их контингента. Следует стремиться к сокращению количества студентов в бригадах и группах, что позволит увеличить роль индивидуальной работы. Большое значение имеет оснащение учебных баз снаряжением и аппаратурой, отвечающих современному вооружению геологических исследований.
 


Просто для информации
 
 

СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КРЫМСКОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ II-ГО  КУРСА

 
количество 
студентов
всего 
препо- 
давате- 
лей
в том числе
проф. доц., 
н.с.. 
асс., 
м.н.с.
аспир. геологов из 
экспедиций
впервые участвующих в проведении практики
1972 217 16 1 9 6 2 - 2
1973 220 20 - 9 8 1 2 1
1974 266 20 - 9 10 - 1 4
1975 239 23 1 9 10 1 2 3
1976 265 23 - 10 5 3 5 6
 
 



 
 

КРЫМСКИЕ СЦЕНКИ

I
 II
  III
  ..............  (далее преподаватель молча встает и уходит из комнаты. Студент растерянно смотрит ему вслед, некоторое время  с задумчивым видом сидит, как бы мысленно приводя дополнительные доводы в пользу потухшего вулкана; затем также молча, но пожимая  плечами, встает и уходит из комнаты, в которой он только что надеялся получить зачет по практике).
 

На главную страницу    "На страницу Крымского Альманаха"